Исторические портреты и феномен "ламберсексуальности" XIX века

Наблюдаем, как история "ламберсексуальности" отражается в XIX веке через тщательно подобранные образы и портреты.

Термин "ламберсексуал" (от англ. lumberjack — лесоруб) обозначает мужчину строгих черт с бородой. Сегодня борода возвышена как символ мужественности и индивидуальности. В XIX веке она также имела сходное значение в России, служа отличительным знаком для ее владельца.

Борода как символ свободы

Неношение бороды в то время могли себе позволить лишь те, кто не состоял на государственной службе (исключая представителей простых сословий — духовенство, купцы, крестьяне и старообрядцы).

Исторически сложилось, что:

  • Офицеры могли носить усы при Николае I (ссылка на источник).
  • Чиновники должны были бритвывать лицо, с короткими бакенбардами разрешались лишь после повышения, с согласия начальства.

Лев Толстой. Картина Ивана Крамского. 1873. Третьяковская галерея Алексей Плещеев. Картина Николая Ярошенко. 1887. Харьковский художественный музей Василий Верещагин. Картина Ивана Крамского. 1883. Третьяковская галерея

Новый тренд XIX века

Во второй половине XIX века борода становится символом вольнонаемных профессий: среди тех, кто отрастил бороду, были видные деятели, такие как Лев Толстой, Алексей Плещеев и Василий Верещагин. Отрасль бородом дает ясный знак принадлежности к независимым, творческим профессиям, отказываясь от характеристик официального государственника.

Славянофильские настроения также оказали влияние на моду бород: в обществе возрождалось отмечание старорусских традиций. До введения Петровской реформы 1705 года борода являлась обязательным атрибутом каждого уважающего себя русского.

Аполлон Майков. Картина Василия Перова. 1872. Третьяковская галерея Владимир Соловьев. Картина Николая Ярошенко. 1892. Третьяковская галерея Всеволод Гаршин. Картина Ильи Репина. 1884. Метрополитен-музей

Влияние моды Викторианской эпохи

XIX век стал периодом популяризации усов, бакенбардов и бород также и в Европе. Эти элементы стали частью викторианской моды, что связано с пребыванием британцев в Индии и Крымской войной, которая привлекла возвращение мужчин с растительностью на лице.

В 1874 году в Российской империи была одобрена свобода в отношениях к лицевой растительности для гражданских чиновников, за исключением работников некоторых учреждений. Только с эпохи Александра III, который сам носил бороду, политика государства по отношению к этому предмету изменялась в более лояльную сторону.

Великий князь Константин Константинович в роли Гамлета. Фотография Анаклета Пазетти. 1899. Исторический музей Великий князь Алексей Александрович. Картина Алексея Корзухина. 1889. Исторический музей Великий князь Михаил Николаевич в наряде атамана запорожских казаков XVII века на костюмированном балу. 1903.

Конец моды на бороды

К началу XX века мода на бороды постепенно ослабла, чему способствовала Первая мировая война: необходимость ношения противогазов не сочеталась с бородой, и это окончательно изменила обычаи. Однако, бороды снова набирают популярность в XXI веке, оставаясь актуальными и востребованными.