Художественные произведения, ставшие жертвами вандализма

  • Рембрандт и Леонардо да Винчи под угрозой

    Картины Рембрандта и Леонардо да Винчи продолжают привлекать внимание вандалов. Среди произведений искусства, нуждающихся в особой защите, находится «Мона Лиза», на которую за последние шесть десятилетий совершались четыре попытки порчи. Не меньше страданий испытывают и работы Рембрандта, особенно его знаменитая картина «Ночной дозор», созданная в 1642 году. Однако, одним из самых шокирующих случаев вандализма стал инцидент с картиной «Даная» в Эрмитаже.

«Даная» Рембрандта: история нападения

Рембрандт. Даная. 1636

В 1985 году 48-летний литовец Бронюс Майгис нанес удар по картине Рембрандта в Эрмитаже, порезав её ножом и побрызгав кислотой. Хотя реставрация началась незамедлительно, значительная часть произведения, в частности женская фигура, была повреждена. Восстановление продолжалось около 12 лет. Майгис был арестован и признан страдающим от хронического психического расстройства, после чего он провел шесть лет в психиатрической клинике.

Атака на произведения Василия Верещагина

Василий Верещагин. Воскресение Христово. 1884–1885 Василий Верещагин. Святое семейство. 1884–1885

В 1885 году в Вене религиозный фанатик облил полотна Василия Верещагина кислотой. К счастью, повреждения оказались незначительными и были быстро устранены. Выставленные полотна вызвали бурю негодования у австрийского духовенства, что привело к призывам бойкотировать выставку и специальным службам в церквях. В Российской империи картины подверглись запрету.

Репина «Иван Грозный и его сын»

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885

В 1913 году в Третьяковской галерее Абрам Балашов нанёс серьезные повреждения картине Репина. Крестьянин с ножом воздействовал на полотно, восклицая: «Довольно крови!». Реставрация потребовала совместной работы известных мастеров, чтобы вернуть картине её первоначальный облик. Балашов был признан психически неустойчивым и некоторое время находился в психиатрической клинике.

Инцидент с «Супрематизмом» Казимира Малевича

Казимир Малевич. Супрематизм. 1920–1927

В 1997 году в амстердамском музее Стеделийк художник Александр Бренер нарисовал на картине Малевича знак доллара, выражая протест против коммерциализации искусства. Этот жест вызвал разнополярные реакции: от осуждения до признания его произведением искусства. Суд наказал Бренера заключением и компенсацией за реставрацию, которая обошлась музею в 10 тысяч долларов.