Юрий Анненков — известный живописец, график и художественный авангардист. Герои его произведений — выдающиеся личности Серебряного века, образы которых детально запечатлены на страницах его автобиографической книги «Дневник моих встреч». Сегодня мы рассмотрим пять графических портретов литераторов из круга друзей Анненкова, с отрывками воспоминаний художника. Погрузитесь в мир искусства, изучая и сопоставляя детали.

Максим Горький, 1920 год

 

Юрий Анненков. Максим Горький. 1920. Музей-квартира А.М. Горького, Москва

«Октябрьская революция. Обширная квартира Горького на Кронверкском проспекте полна народу. Горький, как всегда, сохраняет спокойный вид, но за улыбками и остротами проскальзывает волнение. В эту эпоху он был исполнен сомнений. Жестокость "бескровного" переворота потрясла его. Как рану он воспринял пробоину в куполе Собора Василия Блаженного. Вскоре Горький создал Комиссию по охране памятников искусства и старины, его вклад в борьбу с разрушением культурального наследия бесценен».

 

На портрете-коллаже Максим Горький изображен задумчивым, как его видел Анненков в первые постреволюционные годы. Лицо молчит, но говорят резкие линии и красный ромб на заднем плане, аллюзия на революционное знамя. Иллюстрация дополняется романтичной атмосферой кабинета Горького, наполненного китайской скульптурой и изваяниями.

Велимир Хлебников, 1916 год

 

Юрий Анненков. Велимир Хлебников. 1916.

Для портрета таинственного и молчаливого друга Анненков использовал минималистическую технику. Художник отметил поэтическую уникальность Хлебникова, который стремился создавать "заумный" язык, часто игнорируя официальные постулаты нового соцреализма.

Первый полное собрание сочинений Хлебникова вышло в 1928 году, но было встречено цензурными ограничениями. Важное литературоведческое исследование его творчества появилось только в 1962 году за границей.

Анна Ахматова, 1921 год

 

Юрий Анненков. Анна Ахматова. 1921. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва

Анненков запечатлел свою соотечественницу и литературную талант на портрете минималистичного стиля, отражая грусть и спокойствие, так характерные для Ахматовой. Ее образ, полный изящества и нежности, стал символом поэзии. Спустя десятилетия они снова обменялись отмеченными событиями книгам в знак взаимного уважения.

Сергей Есенин, 1923 год

 

Юрий Анненков. Сергей Есенин. 1923. Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Москва

Анненков впервые встретил Сергея Есенина на одном из вечеров Ильи Репина в 1916 году. С тех пор художник и поэт стали близкими друзьями. В 1923 году Анненков запечатлел портрет Есенина, раскрывая внутренний кризис поэта, находящегося между успехом и индивидуальными трудностями.

Александр Блок, 1921 год

 

Юрий Анненков. Александр Блок. 1921. Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока, Московская область

Блок остался в России после революции, желая быть свидетелем изменений родной страны. Переживания поэта отразились в посмертном портрете, выполненном Анненковым, словно отражающем общее течение времени. Трагическая смерть поэта стала символом завершающей эпохи, последней струной символизма русской культуры.