Мастерство портретиста Валентина Серова: Изображение членов императорской династии Романовых

Валентин Серов является признанным мастером портретного искусства, его кисти принадлежит более десятка изображений представителей императорской семьи Романовых. Давайте подробнее рассмотрим его работы, посвященные портретам представителей царской династии.

Изобразительное искусство Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Создавая живописный портрет сына Александра III, Валентин Серов сумел заключить в небольшом этюде целую гамму человеческого существования — от мимолетности детства до зрелества. На полотне изображен цесаревич Михаил, почти подростковый возраст, в белой матроске, модной на рубеже веков.

Этюд являлся частью группового портрета императорской семьи, написанного всего за три сеанса. Остальное художник додумывал по памяти, что требовало от него особого мастерства. Эта методика отличалась от его привычной работы над картинами, когда он уделял деталям месяца.

Показ полотна произошел в 1894 году в церкви Харьковской губернии, воздвигнутой в память спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе. На торжестве картину многие путали с иконой — до того сильное эстетическое воздействие она оказывала на зрителей.

Сегодня портрет Михаила Александровича находится в коллекции Государственного Русского музея.

Изображение великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Павел Александрович, сын императора Александра II, служил генерал-адъютантом и запечатлен на картине Серовым в парадном мундире. Отличительные черты работы — контрастные сочетания цветов и игра светотеней. Эти приемы подчеркивали величие князя и его спокойное присутствие в обстановке пейзажа, отраженного в его блестящих нагрудных латах.

Эта динамичная работа принесла художнику золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. На данный момент картина хранится в Третьяковской галерее.

Облик императора Александра III

Портрет Александра III

Портрет Александра III. 1899

Александр III стал героем нескольких портретов Серова, один из которых был создан по памяти и фотографии, поскольку первоначальный портрет императора написали при его жизни в 1893 году. Образ монарха представлен в мундире датской лейб-гвардии, что подчеркивает международное признание и влияние Романова.

Один из оригинальных портретов ныне размещен в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии в Копенгагене.

Изображение Николая II в домашней обстановке

Портрет императора Николая II

Портрет императора Николая II. 1900

Портрет Николая II был изначально создан для императрицы Александры Федоровны и отражает императора в непринужденной обстановке. В процессе работы над ним возникли трудности, потому что знатного мужчину запечатлели в тужурке, вместо традиционного официального мундирового гэсэда, чтобы отбросить связь с царскими интерьерами.'

Полотно с изображением императора можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Выход императрицы Александры Федоровны после богослужения

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года

Акварельный портрет Александры Федоровны выполнен в минималистичной гамме, которая усиливает величественность ее облика. Серов строит композицию так, что императрица выглядит выше зрителя, придавая ей величие и сдержанность. В противовес проработанности императрицы, окружение изображено упрощенно, что подчеркивает ее статность и изолированность.

Этот рисунок можно увидеть в Государственном Русском музее.