«Художник - это рука, которая с помощью различных инструментов способна пробудить душу человека».

Художник на фоне картины 'Маленькие радости'. 1913 год

Художник на фоне картины "Маленькие радости". 1913 год

Ранние годы и образование. 1866–1895

Василий Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года в семье предпринимателя. В пятилетнем возрасте он вместе с семьей переехал в Одессу, где получил классическое гимназическое образование, а также обучался музыке и живописи.

Хотя родители видели его в роли юриста, и Кандинский успешно окончил юрфак МГУ, он оставил преподавательскую деятельность ради искусства, отказавшись от профессуры в Дерптском университете.

Переход к искусству. 1896–1911

Разочаровавшись в науке, Кандинский решил посвятить себя живописи. В Германии он учился в школе Антона Ажбе, где встретил многих художников. Затем поступил в Мюнхенскую академию живописи. Он стал известен благодаря разработанной им яркой палитре и организованной им группе «Фаланга».

Эпоха «Синего всадника». 1911–1914

Кандинский и Франц Марк создали художественное объединение «Синий всадник», фокусируясь на ассоциациях между цветом и кометными композициями. Это началось с картины, написанной Кандинским в 1903 году, и включило множество теорий и подходов, как, например, работы Штайнера и романтические теории цвета.

Революционный период. 1914–1921

Во время Первой мировой войны Кандинский вернулся в Москву, где встретил свою третью жену Нину Андреевскую. В послереволюционной России он активно участвовал в создании музеев современного искусства. Однако его идеи не были восприняты конструктивистами, и в декабре 1921 года он переехал в Берлин.

Период Баухаус. 1922–1932

В Берлине Кандинский работал в Баухаусе, где возглавил мастерскую настенной живописи. Как преподаватель, он также издал книгу «Точка и линия на плоскости», развивая ассоциации между геометрией и кругами, которые занимали особенное место в его поздних работах.

Парижские годы. 1933–1944

Парижские художники встретили Кандинского настороженно, но он продолжал создавать новые работы, используя бледные оттенки и биоморфные формы. Его искусство открыло новый мир, параллельный природному миру, подчёркивая глубокие связи между реальностью и миром искусства.

Кандинский и музыка

Кандинский стремился объединить цвет, музыку и сцену. Он играл на нескольких музыкальных инструментах и создавал сценические композиции с элементами импровизации. Его знаменитая композиция «Желтый звук» иллюстрирует это единство, хотя из-за исторических событий её постановка была реализована лишь много позже.