История зонтика: от роскоши до повседневности
Зонтик, или парасоль, как называли его французы, изначально был данью светилам и веял изысканностью. Этот аксессуар имеет корни в китайской культуре IX века до н. э. В древние времена он являлся символом величия и использовался исключительно представителями императорских династий. Лишь в XVIII веке, с легкой руки законодательниц моды, зонтик превращается в моду, неотъемлемо сопровождающую женскую эстетику на различных портретах.
Модный аксессуар и французская изысканность
Эволюция зонтика в модный предмет. Первой светской дамой, которая вывела зонтик в разряд утонченных аксессуаров, стала французская королева Мария-Антуанетта. Хотя на тот момент его вес достигал полутора килограммов. Постепенно более легкие конструкции стали популярны среди аристократок, таких как русская графиня Строганова.
Константин Маковский. Портрет графини С.Л. Строгановой. 1864
Зонтик в живописи: от природы к эмоциональным выразиям
Пейзажи Шишкина. Известный своими эпическими пейзажами Иван Шишкин редко включал фигуры людей в свои работы. Однако исключительной гармонией выделяется его полотно «Женщина под зонтиком на цветущем лугу». Это яркий пример сочетания природы и человека без ущерба для природной красоты.
Иван Шишкин. Женщина под зонтиком на цветущем лугу. 1881
Укрытие от дождя. Мария Башкирцева передала атмосферу непогоды и жизни в своем произведении «Дождевой зонтик». Здесь зонтик становится не только защитой от природных явлений, но и от трудностей судьбы. Картина была создана за год до смерти художницы, отражая меланхолично-эстетические нотки.
Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883
Зонтик в русской культуре и противоречия эпохи
Закрытая от цивилизации. Федот Сычков в своих портретах зачастую изображал сцены деревенского быта. Его жена, Лида Анкудинова, изображенная под зонтиком, на полотне выглядит хрупкой и нежной. После революции семья поселилась в сельской местности, оставив Петербург.
Федот Сычков. Женский портрет. 1903
Возвращение к традициям. Борис Кустодиев увековечил образ русской женщины в своих картинах, снабжая их традиционными аксессуарами, такими как зонтик. Его полотна пропитаны спокойствием и гармонией, дополненными изображениями русского пейзажа.
Борис Кустодиев. Купчиха на прогулке. 1920
Зонтик как символ эпохи
Солнечные и дождливые сюжеты. Художники прошлого века, такие как Илья Репин, использовали зонтик как символ спокойствия. Однако его функция менялась с годами. Так, в середине XVIII века англичанин Джонас Хенвэй сделал зонтик практичным аксессуаром для защиты от дождя, сохранив при этом его изначальную романтичность.
Илья Репин. На солнце. Портрет Надежды Ильиничны Репиной. 1900
В современном мире зонтик остается неотъемлемой частью модных и практичных ансамблей, подчеркивая игру между функциональностью и стилем.
Вера Назина. С зонтиком. 1962