История зонтика: от роскоши до повседневности

Зонтик, или парасоль, как называли его французы, изначально был данью светилам и веял изысканностью. Этот аксессуар имеет корни в китайской культуре IX века до н. э. В древние времена он являлся символом величия и использовался исключительно представителями императорских династий. Лишь в XVIII веке, с легкой руки законодательниц моды, зонтик превращается в моду, неотъемлемо сопровождающую женскую эстетику на различных портретах.

Модный аксессуар и французская изысканность

Эволюция зонтика в модный предмет. Первой светской дамой, которая вывела зонтик в разряд утонченных аксессуаров, стала французская королева Мария-Антуанетта. Хотя на тот момент его вес достигал полутора килограммов. Постепенно более легкие конструкции стали популярны среди аристократок, таких как русская графиня Строганова.

Константин Маковский. Портрет графини С.Л. Строгановой. 1864

Зонтик в живописи: от природы к эмоциональным выразиям

Пейзажи Шишкина. Известный своими эпическими пейзажами Иван Шишкин редко включал фигуры людей в свои работы. Однако исключительной гармонией выделяется его полотно «Женщина под зонтиком на цветущем лугу». Это яркий пример сочетания природы и человека без ущерба для природной красоты.

Иван Шишкин. Женщина под зонтиком на цветущем лугу. 1881

Укрытие от дождя. Мария Башкирцева передала атмосферу непогоды и жизни в своем произведении «Дождевой зонтик». Здесь зонтик становится не только защитой от природных явлений, но и от трудностей судьбы. Картина была создана за год до смерти художницы, отражая меланхолично-эстетические нотки.

Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883

Зонтик в русской культуре и противоречия эпохи

Закрытая от цивилизации. Федот Сычков в своих портретах зачастую изображал сцены деревенского быта. Его жена, Лида Анкудинова, изображенная под зонтиком, на полотне выглядит хрупкой и нежной. После революции семья поселилась в сельской местности, оставив Петербург.

Федот Сычков. Женский портрет. 1903

Возвращение к традициям. Борис Кустодиев увековечил образ русской женщины в своих картинах, снабжая их традиционными аксессуарами, такими как зонтик. Его полотна пропитаны спокойствием и гармонией, дополненными изображениями русского пейзажа.

Борис Кустодиев. Купчиха на прогулке. 1920

Зонтик как символ эпохи

Солнечные и дождливые сюжеты. Художники прошлого века, такие как Илья Репин, использовали зонтик как символ спокойствия. Однако его функция менялась с годами. Так, в середине XVIII века англичанин Джонас Хенвэй сделал зонтик практичным аксессуаром для защиты от дождя, сохранив при этом его изначальную романтичность.

Илья Репин. На солнце. Портрет Надежды Ильиничны Репиной. 1900

В современном мире зонтик остается неотъемлемой частью модных и практичных ансамблей, подчеркивая игру между функциональностью и стилем.

Вера Назина. С зонтиком. 1962