Искусство выбора: нагота в русском портретном жанре

Вероятно, под влиянием византийского православного наследия или в силу строгости национального характера, российское искусство выделяется скромностью даже в изображении нагого тела. Особенно это заметно в картинах, где изображены мужчины, а детская и подростковая нагота практически табуированы. В отличие от Европы, где популярны работы с обнаженными фигурами, в России эта тема освещается осторожно.

Александр Дейнека. Будущие летчики. 1938. Третьяковская галерея

Необычно, но одно из первых полотен на эту тему появилось в 1716 году и представляет собой портрет наследника престола. Француз Луи Каравак изобразил Петра Петровича, сына Петра Первого, в образе обнаженного Купидона.

Зарождение мотивов наготы в академизме

Влияние Запада оставило свой след в русском академическом искусстве, особенно в скульптуре, которая достигла своего расцвета в эпоху классицизма благодаря античным образцам. Однако живописцы избегали полной наготы и предпочитали использовать драпировки, в то время как использовалась гладкость скульптуры и отсутствие волос для достижения совершенства.

Примером смелости в изображении обнаженной натуры стала картина Петра Басина "Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели" 1821 года, где виднеются лобковые волосы. Это была удивительная для того времени дерзость.

Виллем ван Хонтхорст. Портрет ребенка в образе Амура. 1637. Эрмитаж

Однако в детской наготе цензура проявляла меньшую строгость, и на некоторых картинах можно было заметить обнаженные фигурки мальчиков. Хотя ради приличий они часто изображались со спины, как в картине «Продажа ребенка-невольника» Василия Верещагина, где ребенок, играющий ключевую роль, предстаёт обнаженным спиной к зрителю.

Реформа художественного подхода к наготе: Александр Иванов и другие

В картинах Александра Иванова, таких как "Аполлон, Гиацинт и Кипарис", изображение детской наготы носит академически совершенный характер, но с течением времени его работа становилась более реалистичной, отражаясь в деталях композиции.

Александр Иванов. Три нагих мальчика

Кузьма Петров-Водкин, знаменитый творец таких работ, как "Купание красного коня", свою сферическую перспективу развивал, размышляя о духовной сути человеческого тела, особенно подростков.

Кузьма Петров-Водкин. Утро. Купальщицы. 1917

Александр Дейнека в советский период акцентировал внимание на здоровых и сильных телах советской молодежи, излучая оптимизм и идеализм без излишних ноток эротизма.

Александр Дейнека. Полдень (Сон). 1932

Прошлое и настоящее русской наготы в искусстве

С годами, ограничения морального толка продолжали влиять на русское искусство до конца ХХ века. Однако такие художники, как Евсей Моисеенко, известный своими картинами о военных и детских темах, продолжали изображать наготу, обеспечивая баланс между экспрессионизмом и реализмом.

Евсей Моисеенко. Мальчики под деревом