Искусство выбора: нагота в русском портретном жанре
Вероятно, под влиянием византийского православного наследия или в силу строгости национального характера, российское искусство выделяется скромностью даже в изображении нагого тела. Особенно это заметно в картинах, где изображены мужчины, а детская и подростковая нагота практически табуированы. В отличие от Европы, где популярны работы с обнаженными фигурами, в России эта тема освещается осторожно.
Необычно, но одно из первых полотен на эту тему появилось в 1716 году и представляет собой портрет наследника престола. Француз Луи Каравак изобразил Петра Петровича, сына Петра Первого, в образе обнаженного Купидона.
Зарождение мотивов наготы в академизме
Влияние Запада оставило свой след в русском академическом искусстве, особенно в скульптуре, которая достигла своего расцвета в эпоху классицизма благодаря античным образцам. Однако живописцы избегали полной наготы и предпочитали использовать драпировки, в то время как использовалась гладкость скульптуры и отсутствие волос для достижения совершенства.
Примером смелости в изображении обнаженной натуры стала картина Петра Басина "Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели" 1821 года, где виднеются лобковые волосы. Это была удивительная для того времени дерзость.
Однако в детской наготе цензура проявляла меньшую строгость, и на некоторых картинах можно было заметить обнаженные фигурки мальчиков. Хотя ради приличий они часто изображались со спины, как в картине «Продажа ребенка-невольника» Василия Верещагина, где ребенок, играющий ключевую роль, предстаёт обнаженным спиной к зрителю.
Реформа художественного подхода к наготе: Александр Иванов и другие
В картинах Александра Иванова, таких как "Аполлон, Гиацинт и Кипарис", изображение детской наготы носит академически совершенный характер, но с течением времени его работа становилась более реалистичной, отражаясь в деталях композиции.
Кузьма Петров-Водкин, знаменитый творец таких работ, как "Купание красного коня", свою сферическую перспективу развивал, размышляя о духовной сути человеческого тела, особенно подростков.
Александр Дейнека в советский период акцентировал внимание на здоровых и сильных телах советской молодежи, излучая оптимизм и идеализм без излишних ноток эротизма.
Прошлое и настоящее русской наготы в искусстве
С годами, ограничения морального толка продолжали влиять на русское искусство до конца ХХ века. Однако такие художники, как Евсей Моисеенко, известный своими картинами о военных и детских темах, продолжали изображать наготу, обеспечивая баланс между экспрессионизмом и реализмом.