Мир. Труд. Май. Это не только важная дата революционной эпохи, но и праздничный день для эпохи социализма. Здесь сочетаются борьба рабочих за свои права и радостные гуляния на площадях. Но с течением времени солидарность рабочего класса уступила весеннему настроению праздника. Как это видели в творчестве художники, и как мы это помним сегодня? Этот вопрос исследовала Наталья Летникова.
Борис Кустодиев. Первомайская демонстрация у Путиловского завода (фрагмент). 1906. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Образ Первомая в искусстве
Борис Кустодиев, ученик Репина и мастер сатирического искусства, изобразил Первомай как суровое событие — мрачное небо над заводскими трубами и рабочими в серой массе. Это историческое полотно не нашло себе места в художественном музее, оказавшись в музее современной истории России.
Петр Бучкин. Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 года (фрагмент). 1935. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Советский праздничный быт
На полотне Петра Бучкина укрепился взгляд рабочего настроения времен Советской власти. Пластика и функциональность стали его визитной карточкой: вместо флагов — лейки и лопаты, вместо транспарантов — рабочие атрибуты.
Федор Модоров. Праздник 1 мая у оседлых ненцев (фрагмент). 1927. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар
Май лишь своим названием напоминает о весне. Федор Модоров в 1927 году запечатлел суровый Первомай с северным колоритом — люди в тулупах, на фоне снежных просторов и оленьих стад. Это были времена, когда соцреализм диктовал свои условия.
Юрий Кугач. Первое мая. 1952 (фрагмент). Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Челябинск
Широкий подбор образов Первомая
Юрий Кугач предоставил яркую и красочную интерпретацию Первомая в традициях социалистического реализма. Пестрая палитра раскрашивает праздничные сборища, символизируя жизнь и энергию.
Василий Купцов. Первое мая (фрагмент). 1929. Изображение: Public domain / wikimedia.org
Первомай с высоты
Василий Купцов представлял этот праздник с точки зрения авиации — никакой политики, только яркий и жизнерадостный акцент.
Воспоминания о Первомае включают как детские впечатления, так и взрослые. Этот день был знаком обмена улыбками и совместными радостями множества людей на фоне праздничного шума и музыки.
Диего Ривера. Празднование 1 Мая в Москве (фрагмент). 1956. Частное собрание
Диего Ривера, известный мексиканский муралист, побывав в Советском Союзе, был впечатлен величием и масштабом манифестаций. Его работы отражают восторг и мощь народных масс.