Мир. Труд. Май. Это не только важная дата революционной эпохи, но и праздничный день для эпохи социализма. Здесь сочетаются борьба рабочих за свои права и радостные гуляния на площадях. Но с течением времени солидарность рабочего класса уступила весеннему настроению праздника. Как это видели в творчестве художники, и как мы это помним сегодня? Этот вопрос исследовала Наталья Летникова.

 

Борис Кустодиев. Первомайская демонстрация у Путиловского завода (фрагмент). 1906. Государственный центральный музей современной истории России, Москва 

Образ Первомая в искусстве

Борис Кустодиев, ученик Репина и мастер сатирического искусства, изобразил Первомай как суровое событие — мрачное небо над заводскими трубами и рабочими в серой массе. Это историческое полотно не нашло себе места в художественном музее, оказавшись в музее современной истории России.

 

Петр Бучкин. Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 года (фрагмент). 1935. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Советский праздничный быт

На полотне Петра Бучкина укрепился взгляд рабочего настроения времен Советской власти. Пластика и функциональность стали его визитной карточкой: вместо флагов — лейки и лопаты, вместо транспарантов — рабочие атрибуты.

 

Федор Модоров. Праздник 1 мая у оседлых ненцев (фрагмент). 1927. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар 

Май лишь своим названием напоминает о весне. Федор Модоров в 1927 году запечатлел суровый Первомай с северным колоритом — люди в тулупах, на фоне снежных просторов и оленьих стад. Это были времена, когда соцреализм диктовал свои условия.

 

Юрий Кугач. Первое мая. 1952 (фрагмент). Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Челябинск 

Широкий подбор образов Первомая

Юрий Кугач предоставил яркую и красочную интерпретацию Первомая в традициях социалистического реализма. Пестрая палитра раскрашивает праздничные сборища, символизируя жизнь и энергию.

 

Василий Купцов. Первое мая (фрагмент). 1929. Изображение: Public domain / wikimedia.org 

Первомай с высоты

Василий Купцов представлял этот праздник с точки зрения авиации — никакой политики, только яркий и жизнерадостный акцент.

Воспоминания о Первомае включают как детские впечатления, так и взрослые. Этот день был знаком обмена улыбками и совместными радостями множества людей на фоне праздничного шума и музыки.

 

Диего Ривера. Празднование 1 Мая в Москве (фрагмент). 1956. Частное собрание 

Диего Ривера, известный мексиканский муралист, побывав в Советском Союзе, был впечатлен величием и масштабом манифестаций. Его работы отражают восторг и мощь народных масс.