Образы загробного мира в русской живописи

Русские художники, часто пытались осмыслить тему загробного мира, однако их подход значительно отличался от западного. В то время как в Западной Европе с периода Средневековья храмы украшались грандиозными фресками с изображением падшего Сатаны, в русской традиции инфернальные образы появлялись главным образом на иконах и лубочных картинах, как например «Страшный суд» и «Архангел Михаил».

Долгий путь литературного ужаса

Российская империя XVIII века не проявляла сильного интереса к инфернальным темам. Интерес к ужасам пришёл в Россию только с подъёмом романтизма и готики в конце XVIII века, что ощутили писатели, такие как Пушкин и Гоголь. В литературных произведениях этих авторов начали появляться отвратительные персонажи и таинственные сцены, хотя иллюстрации к таким книгам создавались очень осторожно, возможно из-за строгих ограничений цензуры и Синода.

Константин Коровин. Сон Татьяны. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1899 

Александр Бенуа. За ним повсюду Всадник медный. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 1905 

Михаил Микешин. Ведьма на Хоме Бруте. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Вий». 1882 

Под залогом классического подхода

В России Заимствование идей западной Академии включало строгую жанровую иерархию, где исторические и мифологические сюжеты считались высшими. Все что не укладывалось в этот стандарт считалось вторичным. Русские художники, как правило, сталкивались с трудностью в выражении темы потустороннего мира, поскольку публика не всегда была готова к такому новаторству. Поэтому попытки иллюстрировать гоголевские произведения выглядели академичными и рисовались в духе любых характерных для той эпохи жанровых стандартов.

Михаил Клодт. Ивану Грозному являются тени им убитых. Ставропольский музей изобразительных искусств 

Иван Крамской. Русалки. 1871. Государственная Третьяковская галерея 

Илья Репин. Садко. 1876. Государственный Русский музей 

Миражи эпохи модерна

Конец XIX и начало XX века стали временем изменения подходов в русском искусстве. Художники начали обращать внимание на интуицию и бессознательное, отбрасывая концепции реализма. Они вдохновлялись мистицизмом и часто обратились к изучению литературы и мифов других культур, смешивая их элементы со славянскими мотивами. Произведения Михаила Врубеля и Александра Бенуа удивительно точно передавали атмосферу этого времени, вмещая в себя элементы фантазии и сюрреализма.

Михаил Врубель. Пан. 1899. Государственная Третьяковская галерея 

Борис Кустодиев. Купчиха и домовой. 1922 

Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1911 

Александр Бенуа. Эскиз костюма к балету И.Ф. Стравинского Петрушка». 1957 

Пустующие пространства и морские изменники

Великое Княжество Финляндское со столицей и портом в Хельсинки долгий период входило в состав Российской империи, и это влияние можно прочувствовать в произведениях финских художников, таких как Хуго Симберг и его ученика Аксели Галлен-Каллелы. Их работы отличаются глубоким символизмом и яркой экспрессией, представляя своеобразные интерпретации скандинавских и славянских мифологических сюжетов.

Хуго Симберг. Хоровод. 1898. Галерея «Атенеум», Хельсинки 

Хуго Симберг. Черт у котла. 1897. Галерея «Атенеум», Хельсинки 

Аксели Галлен-Каллела. Защита Сампо. 1896. Художественный музей Турку