«Легенды древних времен» оживают, благодаря таланту Виктора Васнецова. Его произведения выходят за пределы книги, превращая богатырей и царевен в живую реальность. Художник, выросший в уединении уральских лесов, воплотил в своих картинах волшебные образы, вобравшие все богатство русского народного фольклора. Он не забыл детских сказок, которые вдохновили его на создание целой галереи произведений, ставших бессмертными классиками.

Аленушка

На берегу загадочной лесной реки сидит девушка, босая и с распущенными волосами. Она задумчиво смотрит в омут. Картина вдохновлена сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Васнецов работает над образом с крестьянской натуры в имении Ахтырка, добавив черты знакомой девушки, Веруши Мамонтовой — дочери известного мецената. Синхронно с душевным состоянием героини, природа вокруг изображена в согласии с народными мотивами.

Иван Царевич на Сером Волке

Внутри темного леса виднеется Серый Волк, чей взгляд удивительно человечен. На его спине — два путника: Иван и Елена Прекрасная. Васнецов придаёт Елене черты своей племянницы, Натальи Мамонтовой. Вместе эти герои оживляют сюжеты древних русских сказаний.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г. В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Одно из самых известных произведений в русской живописи, картина «Богатыри» стала результатом двадцатилетней работы Васнецова. Эта масштабная работа с размерами почти 3 на 4,5 метра соединяет образы нескольких настоящих людей — крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из Абрамцева и извозчика с Крымского моста. Картина воплощает детские воспоминания художника о родных землях и богатырях, как часть его собственной сказочной мечты.

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Песнь радости и печали

Картина изображает два мифических существа: сирина и алконоста. Эти полуптицы, награжденные прекрасными женскими лицами и коронами, символизируют печаль и радость. Причудливый мир народной мифологии раскрывается через их образы, тонко соединенные с атмосферой картины.

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Ковер-самолет

Картина задумывалась как произведение для Управления железной дороги, но в итоге стала символом борьбы с пространством и воплощением фантастического летательного аппарата. Этот ковер-самолет с восторженной радостью освободил Васнецова от банальности, открывая ему новые горизонты.

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Три царевны подземного царства

Золото, медь и уголь – воплощенные в форме сказочных царевен, репрезентируют три богатства подземного мира. Гордая золотая, любопытная медная и робкая угольная царевны властвуют над людьми. Васнецов создал два произведения с этим сюжетом.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Кощей Бессмертный

В окружении роскошных предметов интерьера представлена сцена из жизни Кощея Бессмертного. Золото, парча и роскошные деревянные изделия украшают хорому преступного князя. Васнецов работал над этой картиной девять лет, стремясь максимально точно воплотить образ злодея из русских сказок.

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926